Выбор мотоцикла

Мотоциклисты колесят по дорогам всего света на самых разнообразных машинах: от скутеров до 2.3 литровых круизеров, а продолжительность путешествий самая различнная: от двух недель до тринадцати лет или семи месяцев до четырех дней. Любая машина, которая заводится, поворачивает и останавливается, будет в конце концов ездить, но, спросите себя — доставит ли вам удовольствие ездить по Боливийскому плато на мотоцикле, двигатель которого постоянно «стреляет» и глохнет, и видеть, как ламы и маленькие дети тебя обгоняют пешком; пробираться по пескам Вахибы на туристическом мотоцикле в полтонны с полным оснащением, или ездить на машинах, выпуск которых был прекращен до твоего рождения?

vibor_motozikla

Важные факторы

Если тебе нужен совет по выбору мотоцикла, пожалуйста, учти несколько факторов (не обязательно в порядке их упоминания):

  • Вес
  • Экономичность
  • Комфортабельность
  • Прочность
  • Наличие запасных частей
  • Надежность
  • Простота механической конструкции
  • Одно или двухместный?

Еще одно обстоятельство, которое нужно помнить: на мотоцикл, который ты в конце концов выберешь, будет навьючено до 50 кг груза и даже больше, если выберешь двухместный. Эта нагрузка уменьшит маневренность и тормозные характеристики машины, ускорить износ всех ее компонентов, особенно шин и приводной цепи. Поэтому, какой бы мотоцикл ты ни выбрал, учитывай наихудший сценарий: езда с полным грузом по гравийной дороге.

Если ты не ставишь цель установить какой нибудь рекорд или совершить необычный поступок, останови выбор на одно  или двухцилиндровой машине объемом не менее 600 см3. Мощности двигателя в 40 л. с. такого мотоцикла достаточно, чтобы везти пилота и его груз при наихудших дорожных условиях и не перегружать двигатель. Он также обеспечит достаточную приемистость и экономию топлива в 5.71 л/100 км. Многоцилиндровые двигатели часто имеют более плавный ход, но в них необходимости нет, и если ты еще не догадался, в
Длительных поездках четыре такта гораздо лучше двух, несмотря на то, что последнее предпочтительней с точки зрения отношения мощность/масса двигателя.

Варианты систем охлаждения двигателя и КПП

На современных мотоциклах с мощными оборотистыми двигателями чаще применяется жидкостное охлаждение, не потому, что оно лучше, а потому, что мотоциклы с таким охлаждением можно изготовлять с более строгими допусками, что повышает их эксплуатационные качества.
Жидкостное охлаждение также снижает шум силового агрегата, так как производителю приходится делать машины более «дружественными» к окружающей природе и снижать уровень выбросов. И благодаря более равномерному рассеянию тепла, двигатели с такой системой охлаждения, вне всякого сомнения, имеют больший межремонтный пробег.

Даже несмотря на то, что желательна простота механической конструкции, а жидкостное охлаждение это еще один дополнительный компонент, который может выйти из строя, это обстоятельство больше не является причиной отказа от машины с такой системой охлаждения.
Бытует мнение, что на «водянках» охлаждающая жидкость при очень высоких температурах не справляется со своими обязанностями, но не надо забывать, что такие машины всегда оснащены бортовым индикатором, который предупредит тебя, когда температура станет слишком высокой, и ты можешь снизить нагрузки или остановиться и проверить, что же случилось.

Если поддерживать в хорошем состоянии и правильно обслуживать, двигатель с воздушным охлаждением ничем не хуже своего собрата «водянки», и еще у тебя не будет проблем по контролю за другими узлами этой сложной системы — радиатором, помпой и вентилятором. Но уход за двигателем с воздушным охлаждением в пути (например, периодическая замена высококачественного масла) может оказаться более трудным, чем ты себе представляешь. На сегодняшний день двигатели с воздушным охлаждением в действительности используются уже только на некоторых одноцилиндровых мотоциклах — более современные мотоциклы имеют жидкостное охлаждение того или иного типа.

Выбор типа передачи (при помощи кардана или цепи) — менее однозначный вопрос. Передача при помощи кардана главным образом устанавливается на неспортивных (как в смысле дороги, так и в смысле грязи) машинах, но из за своей массы редко используются на истинно спортивных аппаратах двойного назначения. Если система надежна, ее вес и эффект незначительной «подсадки» мощности компенсируются надежностью и минимизацией обслуживания.

С другой стороны, цепи и звездочки — очень эффективное, легкое и дешевое средство передачи мощности от двигателя на заднее колесо. Хотя они и подвергаются воздействию разных стихий, современные цепи с кольцами «о» , «х» образной формы, а в последнее время и «x y z», могут служить тысячи миль. Поэтому, когда нужно выбрать тип трансмиссии мотоцикла, остановись на передаче при помощи кардана на более тяжелых машинах, или покупай аппарат с цепной передачей с самой высококачественной цепью и звездочками.

Если ты сомневаешься, выбрать ли модель только с кикстартером, или с электростартером, остановись на последней. В один прекрасный знойный день, когда ты, изнывая от жары, заглох на полуразвалившемся бревенчатом мосту, ты просто благословишь эту кнопку пуска двигателя на руле.

Карбюраторы, инжекторы и каталитические нейтрализаторы газов

Электронный впрыск топлива на мотоциклах получает все большее распространение главным образом благодаря более равномерной подаче топлива в камеру сгорания, лучшей экономичности и чистоте выбросов; и это по ценам, которые может обеспечить сегодняшняя электроника. Пока все это работает — система не требует ухода (эти слова бальзам на души владельцев оппозитных карбюраторных BMW).
Но не думайте, что впрыск топлива — последний крик моды (весь дизельный транспорт использует впрыск топлива, сегодня электронный вариант), и никто на него не жалуется.

В электронной системе распределенного впрыска топлива для подачи в камеру сгорания оптимального количества смеси постоянно измеряются различные параметры двигателя — уже одно это делает ее лучше карбюраторов, кем то заслуженно названных кирпичом с дырками. Подумать только, какие только трюки с впуском не предпринимались за многие годы для улучшения смесеобразования и ее подачи в камеру сгорания — YIPSы, YOPSы, YAKSы, особенно на громоздких од- номестных машинах, a EFI (электронная система распределенного впрыска) с этой проблемой справляется с первой попытки. Прокатись для сравнения на старом карбюраторном Funduro рядом с новым впрысковым F650 GS — и ты почувствуешь разницу. Другое преимущество электронной системы распределенного впрыска топлива — стабильность ее работы независимо от высоты, так как нехватку кислорода система компенсирует просто подачей меньшего количества топлива.
Скоро ты сможешь запросто гонять вверх и вниз между Чили и Боливией просто ради удовольствия! Подобно жидкостному охлаждению, может показаться, что электронная система распределенного впрыска топлива на мотоциклах и не нужна, но на самом деле это реальный шаг вперед, и она вдохнула новую жизнь в целый ряд плохих двигателей устарелой конструкции.

Многие из мотоциклов с электронной системой распределенного впрыска топлива сегодня имеют встроенные в глушители каталитические нейтрализаторы (или «каты»), предназначенные для очистки выхлопных газов. Как правило, такие мотоциклы нужно заправлять бессвинцовым топливом, но оно на заправочных станциях имеется не всегда. Правда, ты можешь несколько месяцев ездить и на обычном топливе, содержащем свинец, но после этого нейтрализатор перестает очищать выбросы. Это не повлияет на эксплуатационные характеристики твоего мотоцикла, но ухудшит показатели очистки системы при следующей эксплуатации на хорошем топливе.

На всех мотоциклах, оснащенных нейтрализатором, в пункте послепродажного обслуживания вместо фабричного глушителя и нейтрализатора можно поставить «конец» без катализатора. Электронный датчик уровня выбросов отрегулирует соответствующим образом систему впрыска топлива так, что машина будет прекрасно работать.

Туристические мотоциклы —
комфортабельный компромисс

При дальнобое «туреры» имеют как одно большое преимущество, так и один большой недостаток. Даже будучи перегруженными, они могут быть чрезвычайно комфортными и работать стабильно на протяжении многих миль шоссейных дорог, и толстые шины, надетые на небольшие колеса и двигатели с большим крутящим моментом могут в купе превратить такой вид путешествия в истинное удовольствие. Если ты за неделю покрываешь пару тысяч миль, общая комфортабельность — очень важный фактор, и под этим не подразумевается просто размер и толщина сиденья.

Комфортабельность означает, что двигатель должен быть многоцилиндровый, лишенный паразитных вибраций, иметь достаточную мощность, ходовая часть отличается мягкостью подвесок, мощными тормозами, а обтекатель хорошо защищает от ветра и непогоды. На таком мотоцикле во время езды можно расслабиться и стряхнуть при не- обходимости неизбежную усталость. Если ты бодр и в тонусе, то можешь лучше справляться со всеми многочисленными проблемами, которые ежедневно возникают при дальних поездках. Комфортабельность также означает снижение шумности, специальную одежду, в которую ты одет, твое душевное состояние. Вся важность последних двух аспектов описана на стр.84 95 и 96 100. Комфортабельность подразумевает и достаточность места для долгой езды с пассажиром на заднем сиденье.

Однако когда большой туристический мотоцикл попадает не в свою стихию, например, на гравийную дорогу или проселок, тогда все переворачивается с ног на голову — дорога требует столько усилий, что в конце концов благополучный исход всего мероприятия стоит под большим вопросом. Первый раз я пересекал Сахару вместе с парнем, который ехал на BMW R80. Я благополучно добрался до цели, а его мотоцикл сгорел на полпути. Даже на скорости меньше прогулочного шага мягкий песок, а в особенности грязь, превращают езду на шоссейном мотоцикле в настоящую муку, так как «лысая резина» постоянно скользит, аппарат то и дело валится на бок, а пилот пытается удержать всеми возможными способами тяжеленную махину. Шоссейные мотоциклы не предназначены для поездок такого рода: ходовые части мотоцикла забиваются грязью, быстро изнашиваются и ломаются, а желание совершать неподготовленные вылазки в пампасы или «срезать углы» по грязным дорогам быстро сходит на нет. Стоит понять, что шоссейные мотоциклы рабочего объема двигателя 600 см3 и ниже более управляемы, но на всем, что выше «литра», в жестких условиях бездорожья ездить почти невозможно.

Правда, на шоссейном мотоцикле можно совершить невероятно хорошее путешествие, если продумаешь, куда поехать, и заранее узнаешь, по какой дороге придется ехать. Если собираешься пересечь Америку, шоссейные мотоциклы подходят прекрасно почти для каждого сезона, так же, как для большинства сухопутных маршрутов в Сингапуре. И, конечно, можно обогнуть и пересечь Австралию, не выходя за пределы асфальтных дорог (хотя в этом случае ты не посетишь лучшие места необжитой территории). Однако для трансафриканского путешествия нужна только машина двойного назначения: для преодоления песков Сахары и грязи экваториальных лесов, промытых обильными дождями.

Но в любом месте земного шара основная дорога может быть вдруг перерезана нежданным наводнением или сползанием почвы. В такой ситуации приходится или ждать, или искать другой, более конкретный путь, который обычно бывает нелегким, труднопроходимым и грязным. Более того, любой, кто попутешествовал, знает, что настоящие приключения начинаются не в благоустроенной части страны, а в редко посещаемых местах вдали от главных дорог.

Эндуро, или мотоциклы двойного назначения

Основную характеристику таких машин можно выразить одним словом: универсальность. На эндуро ты можешь поехать в любое место, куда может добраться и шестицилиндровый Gold Wing (хоть и без аэрбэка), но все волнующие направления второстепенных дорог (или их отсутствия) на «голде» для тебя становятся не доступными.

Мотоциклы двойного назначения — это не только одиночки типа KLR и XT, но и очень популярное семейство «больших эндуро», наиболее известные представители которого — серия GS компании BMW и машины ряда Africa Twin компании Honda. Неудивительно, что различные версии этих двух моделей стали самыми популярными мотоциклами среди мотопутешественников. Они, возможно, не так и хороши в условиях грязи, но ездят, как все хорошие мотоциклы (за исключением, может быть, шикарного турера с АБС), и вносят в поездку дух приключений — главное, что нужно путешественнику.

Эндуро имеют по настоящему полезные особенности, например, складные рычаги переключения передач, более крупные передние колеса, которые легко перекатываются через бугры, подвески с большим ходом, поглощающие эти неровности, и больший дорожный просвет для ситуаций, когда хода подвески недостаточно. И, в определенной степени, они сконструированы так, что в случае падений не получают повреждений, полностью выводящих их из строя.

Некоторые недостатки таких мотоциклов — именно то, что делает их мотоциклами двойного назначения, так как каждый из них стремится стать лучшим в обоих типах:

  • Высокие сиденья отпугивают низкорослых ездоков, хотя некоторые производители за последние годы начали заниматься этой проблемой.
  • Из за длинноходных подвесок, большого дорожного просвета, высоты расположения сиденья, 21 дюймовых передних колес, шин с рисунком протекторов типа trial и передних брызговиков, «ловящих ветер», некоторые машины имеют недостаточную стабильность на высоких скоростях и плохо проходят повороты.
    Узкие сиденья не обеспечивают комфорта, особенно пассажирам.

    Гонщики на эндуро

    Если вес — важный фактор (на большой вес владельцы «больших эндуро» жалуются чаще всего), тогда четырехтактные мотоциклы, подобные КТМ LC, Honda XR и Yamaha TT — великолепные туристические мотоциклы, не так ли? Возможно, если твоя поездка проходит целиком по бездорожью. Хотя известно, что в ненагруженном состоянии эти мотоциклы гораздо лучше эндуро подходят для езды по бездорожью, но некоторые главные характеристики у них другие. Их двигатели потребляют больше топлива, и из за более высокого уровня форсирования, требуют большего ухода. Так как по инструкции для них предусмотрено регулярное обслуживание, емкость системы смазки двигателя этих машин очень мала. Прекрасно, если ты меняешь масло, как положено, через каждые две поездки, но замена только через пару тысяч милей совсем не увеличит срок службы двигателя.

    Такая незатейливость характерна и для базовой светооптики, и узкого сиденья. Форма «подушки» не обеспечивает постоянную опору для ездока, и ему часто приходится приподниматься и смещаться. Задние подрамники — еще одно слабое место у мотоциклов такого типа: они никогда не предназначались для транспортировки груза тяжеленомерного знака. Ну а если честно, машины, подобные этим, за одну долгую поездку почти полностью выходят из строя. Ты должен помнить, что к тому времени, когда весь груз будет уложен, у любого мотоцикла не останется даже намека на его былую проворность. Поэтому серьезно подумай, прежде чем купить такой мотоцикл, если, конечно, ты не фанат езды по бездорожью, или же слишком любишь свой эндуро.

    Все еще не решил, что купить для поездки? Ниже я привожу десятку лучших (это мнение человека, более или менее информированного в этой области) внедорожников. Также приводится подборка других машин. Может быть, в них ты найдешь и свою машину.