Вы находитесь здесь: Главная > Ремонт > Диаметры поршней и цилиндров

Диаметры поршней и цилиндров

.

Рассмотрим сначала современный мотоцикл мод. 634. В принципе можно считать, что отверстие цилиндра расточено с допуском Я7 при номинальном диаметре 58 мм. Нижний предел допуска равен нулю, а верхний 0,03 мм. Это означает, что наименьший диаметр нового цилиндра может, например, быть 58 мм, а наибольший 58,03 мм. К этим исходным размерам прибавляют, однако, еще 0,01 мм. С одной стороны, для того, чтобы при изготовлении легче было выдержать размеры в пределах допуска, а с другой стороны, это диктуется все возрастающими тепловыми нагрузками двигателя и связанным с ними увеличением тепловых деформаций цилиндра и поршня. У обработанного цилиндра проверяют заданные размеры в трех местах. Основным является диаметр D2.

diametri_porshney
Места замера (расстояния от верхнего или нижнего концов цилиндра) трех диаметров
указаны на рис. 98.
Так как при сопряжении поршня и цилиндра и такие точные допуски все-таки слишком велики, цилиндры сортируют дополнительно на три группы: А, В и С. Точным диаметрам цилиндра должны соответствовать и точные диаметры поршня, для того, чтобы обеспечить необходимый рабочий зазор при тепловых и механических нагрузках на работающем двигателе. Этот рабочий зазор при холодном состоянии двигателя мотоцикла ЯВА-350/634 составляет 0,09- 0,12 мм. Его рассчитывают главным образом по результатам длительных стендовых испытаний. На поршне тоже определяют три диаметра (Dj, D2 к D3), по которым контролируют его размеры. Диаметр D2 — основной, его называют сортировочным и измеряют всегда в плоскости, перпендикулярной к оси отверстия поршневого пальца (рис. 99). Поршни также разбивают на три группы: А, В и С. Диаметры цилиндра и поршня приведены в табл. 5.

diametri_porshney2

При сравнении в холодном состоянии диаметров цилиндра и поршня легко установить, что зазор между ними, как уже указывалось, составляет 0,09-0,12 мм. Вследствие тепловых нагрузок и расширения поршня зазор уменьшается на 0,02 или 0,03 мм. Очевидно, что если бы цилиндр и поршень не делили на группы, то в холодном состоянии поршня зазор уменьшился бы на 0,03 мм, а после нагревания поршня его не было бы вообще. Понятно, что это приведет к задиру двигателя.
Поэтому в цилиндры группы А всегда устанавливают поршни группы А, в цилиндры группы В - поршни группы В, а в цилиндры группы С — поршни группы С. На поршнях обозначение группы всегда выбито на днище поршня, у стрелки, которая показывает направление вперед, чтобы исключить вероятность обратной установки поршня. Это привело бы, как увидим далее, к неприятным последствиям. На цилиндрах, естественно, тоже наносят обозначение группы. Оно находится на обработанной поверхности верхнего ребра. Такая сортировка поршней и цилиндров относится к двигателю мотоциклов последней модели ЯВА-350/634 и .ЯВА-350/362 «Ойлмастер», а также к двигателю мотоцикла ЯВА-350/633 с хребтовой рамой, который был выпущен небольшой серией (менее 2200шт.) в 1970—1972 гг.

diametri_porshney3
У всех остальных двигателей ранее выпущенных мотоциклов класса 350 и, естественно, у одноцилиндровых двигателей мотоциклов ЯВА-250 цилиндры и поршни разбивали на группы по другому, что видно из данных о номинальных диаметрах цилиндра и поршня (табл. 6). Замеры на поршнях выполняют также в местах так называемого сортировочного диаметра, т.е. перпендикулярно к оси отверстия для поршневого пальца, выше этой оси приблизительно на 5 мм (рис. 100). Из приведенных в табл. 6 данных видно, что у указанных двигателей в холодном состоянии зазор между поршнем и цилиндром составляет 0,08-0,01 мм, следовательно, несколько меньше, чем у двигателей мотоциклов мод. 634. Это объясняется тем, что тепловые нагрузки и температурные деформации у выпущенных ранее двигателей меньше, так как и их мощности были ниже.

diametri_porshney4

Комментарии закрыты.