Механизм пуска двигателя Ява

На мотоциклах ЯВА двигатель пускают при помощи механизма пуска, который приводится в действие педалью переключения передач, устанавливаемой в положение, соответствующее пуску. Для облегчения понимания принципа действия механизма пуска приведем его описание.
Его главные элементы следующие: педаль переключения передач с валом, на который насажен пусковой зубчатый сектор с храповым колесом (наподобие того, какой бывает в часах). На валу имеется зуб, который в положении пуска входит в зацепление с упорной поверхностью выреза на секторе (рис. 132) и вводит таким образом сектор в зацепление с храповым колесом; храповое колесо 1 (рис.133), насаженное на ступицу ведущего барабана сцепления; вал с водилом переключения передач, который относится к механизму пуска лишь косвенно, только потому, что в ступицу водила установлен правый конец вала педали переключения передач. На этом конце вала имеется кольцо, фрезерованное с двух сторон. Если вал переключения передач не установлен в положение, соответствующее пуску, фрезерованное кольцо входит в ступицу водила переключения передач лишь настолько, что плоскости на кольце совпадают с плоскостями фрезерованного отверстия в ступице. Чтобы перевести вал педали переключения передач в положение, соответствующее пуску, на него нажимают снаружи по направлению внутрь. Фрезерованные плоскости на кольце входят в ступицу водила глубже, так что вал педали переключения передач может свободно поворачиваться.

mehanizm_puska_dvigatelya

mehanizm_puska_dvigatelya2
Конец вала педали установлен теперь в отверстии ступицы, как в подшипнике. Кроме того, кольцо на валу педали препятствует обратному выходу вала из ступицы держателя. Плоскости кольца сфрезерованы несимметрично, к одной стороне, а поэтому вал педали мог бы выйти из ступицы держателя только после полного оборота, которого вал при пуске никогда не совершает. Чтобы вал мог возвратиться в положение для переключения передач, его следует повернуть назад в положение, которое он занимает перед установкой в положение, соответствующее пуску. Вал педали переключения передач находится под постоянным давлением витой аксиальной пружины, надетой на вал педали внутри ступицы пускового сектора. Сопротивление этой пружины преодолевается, как раз когда вал педали переводится из положения, необходимого для переключения передач, в положение, соответствующее пуску. На мотоцикле, подготовленном к поездке, это делают обычно ногой. На ступицу педали переключения передач нажимают по направлению внутрь, а ее короткий задний рычажок опускают вниз, так что передний конец педали поднимается! Когда педаль пройдет высшую точку и еще немного дальше назад, пусковой сектор повернется так, что его зубья войдут в зацепление с зубьями храпового колеса. Сильным нажатием ноги обе детали приводятся в действие (рис. 134). Сектор поворачивает храповое колесо, оно поворачивает ведомую звездочку, а от нее пусковой момент передается цепью на коленчатый вал двигателя, и вал начинает вращаться.

mehanizm_puska_dvigatelya3