О д н о ц и л и н д р о е ы е двигатели

Основным типом мотоциклетного двигателя надо считать о д н о ц и л и н д р о в ы й . Такими двигателями снабжены примерно 8/4 всех мотоциклов, причем при малом объеме цилиндра — меньше 250 смв — преобладающее распространение имеют д в у х т а к т н ы е двигатели; двигатели же с объемом цилиидра от 350 до 600 смг работают обычно по ч е т ы р е х т а к т н о м у циклу. Одноцилиндровые двигатели с рабочим объемом выше 600 ел3 не строят я. Причинами такого ограничения являются: во-первых, невозможное!ь поместить двигатель с очень большим п высоким цилиндром на раме мотоцикла, под баком, и, во-вторых, затруднительность воздушного охлаждения как самого цилиндра, так и, в особенности, поршня при значительном размере их диаметров. работы двигателя.
Это вытекает из чисто геометрических соотношений: если увеличить диаметр цилиндра, например, вдвое, то о б ъ е м его увеличится с 4 раза к, значит, D такой же мере возрастет количество всасываемой смеси и кодлчество тепла, получаемого при сгорании. Между тем, п о- в е р х н о с т ь цилиндра увеличится при этом только в 2г/.2 раза (при- близительно). Следовательно, через каждый 1 см9 поверхности будет проходить теперь гораздо больше тепла и температура стенок повысится.
Что касается поршня, то днище его во время находится в соприкосновении
с раскаленными газами. Получаемое им тепло может быть удалено, в основном, отво- дом его от центра днища к стенкям цилиндра и через них наружу. При большом диаметре путь этот, очевидно, удлиняется, и поршень в процессе работы не успевает в достаточной мере охлаждаться.
Одноцилиндровый двигатель устанавливается в нижней части рамы и крепится к ней своим картером таким образом, чтобы цилиндр располагался вертикально или с некоторым наклоном вперед. Сторона выхлопа, т. е. наиболее горячая часть цилиндра, всегда обращается вперед по ходу машины, а карбюратор крепится с противо- положной стороны, позади цилиндра.

odnozilindroviy_dvigatel
На рис. 33 изображен четырехтактный одноцилиндровый двигатель, которым можно считать типичным для нашего времени. Он отличается от схемы, приведенной раньше (рис. 20—23), расположением клапанов, которые помещаются здесь в головке цилиндра и открываются
вн-зз посредством длинных толкающих штанг и качающихся коромысел.
Шганги закрыты трубчатыми кожухами, а коромысла и клапанные пружины— крышкой. Как видно из рисунка, цилиндр и головка снабжены ребрами, которые увеличивают наружную поверхность, соприкасающуюся с воздухом, и таким образом ускоряют отвод тепла. При ц е п н о й передаче ось коленчатого вала должна бьпь расположен! перпендикулярно к продольной оси мотоцикла (рис. 1 и 2).
При к а р д а н н о й же передаче двигатель устанавливается обычно таким образом, что коленчатый вал располагается вдоль рамы, С этой целью
Рис. 33. Одноцилиндровый четырехтактный двигатель с верхним расположением клапанов.
1 — картер; 2— цилиндр; 3 — выхлопной патрубок; 4 — головка цилинпра; 5— крышка головки цилиндра; б—фланец для крепления карбюратора; 7—кулачковая шестерня выхлопного клапана. wapiep повертывается на 90°; как это показано на рис 34. Однако, сам цилиндр и в этом случае размещается так, что сторона выхлопного клапана обращена вперед, а карбюратор — назад.