Вы находитесь здесь: Главная > Ремонт > Регулировка электрических параметров реле-регулятора

Регулировка электрических параметров реле-регулятора

.

Напряжение включения реле обратного тока. Если нужно отрегулировать напряжение включения реле обратного тока, ослабляют два винта МЗ на якоре реле-регулятора, после чего можно передвинуть стальную накладку под ними по направлению к катушке. При этом напряжение включения реле обратного тока при замыкании контактов будет выше (см. рис. 197), так как подвесная стальная пружина якоря в свободном состоянии выгнута вверх. В результате этого во время работы якоря создается постоянный предварительный натяг, который изменяют при перестановке накладки.

regulirovka_rele_regulyatora
Если ее сдвинуть в направлении к ярму реле-регулятора, то напряжение включения его снижается. Когда проверяют новую регулировку напряжения включения реле обратного тока, то два винта МЗ на накладке должны быть как следует затянуты.
Напряжение регулятора тока и переходный режим. Плоская пружина регулятора напряжения, на которой вверху установлен двусторонний контакт Х4 (см. рис. 197), прижата нижним концом винта с шестигранной головкой. Затягивая или отвертывая этот винт, можно изменить предварительный натяг плоской пружины, а следовательно, и регулируемое напряжение на контакте Х4 на второй ступени регулирования. При затягивании винта предварительный натяг пружины увеличивается, и поэтому для ее прижатия к контакту Х4 необходимо большее усилие, а тем самым и большее напряжение в катушке электромагнита. Отвертывая винт, предварительный натяг пружины, наоборот, можно уменьшить, и напряжение на второй ступени регулирования будет ниже.
Напряжение на первой ступени регулирования регулируют вторым винтом МЗ на плоской пружине реле-регулятора. Он размещен под двусторонним контактом Х4. Винт не имеет головки, и его регулируют небольшой отверткой, вставляемой в прорезь. Во внутренний конец винта упирается штифт со стеклянным шариком на конце, установленный на управляющем плече якоря.
При повороте винта МЗ на несколько витков вправо, следовательно, при завинчивании, винт приближают к штифту на якоре. При притяжении якоря они соприкасаются раньше. Поэтому и напряжение в момент соприкосновения деталей (контакты ХЗ и Х4 размыкаются) будет ниже. Подобно этому, если регулировочный винт отвертывают, расстояние увеличивается, и для разрыва контактов ХЗ и Х4 требуется, чтобы якорь реле-регулятора притягивался с большой силой, т.е. необходимо увеличить электромагнитное поле, а следовательно, и напряжение. Переходной областью является, как уже указывалось, область регулирования между первой и второй ступенями регулирования, т.е. между моментом размыкания контактов ХЗ и Х4 и моментом замыкания контактов Х4 и Х5. Очевидно, что переходная область расширяется при понижении напряжения в начале первой ступени регулирования и при повышении напряжения на второй ступени регулирования, и наоборот.
Предварительное испытание для определения с помощью амперметра заряжается ли аккумуляторная батарея. Для испытания, при котором устанавливают, заряжается ли аккумуляторная батарея током от генератора, используют такой же амперметр, как и при измерении обратного тока реле-регулятора, т. е. с пределом измерений ± 8 А и с нулем посередине. Его подсоединяют последовательно вместо предохранителя, причем не имеет значения, какой провод его куда подключен. Пока генератор при малой частоте вращения якоря не вырабатывает ток, электрическая система, включая систему зажигания, получает питание от аккумуляторной батареи, и стрелка амперметра в соответствии с нагрузкой отклоняется от нуля в какую-нибудь сторону. Если потом частота вращения якоря генератора увеличивается, мощность его возрастает, и в момент включения реле обратного тока стрелка прибора проходит через нулевое положение на другую сторону шкалы. Это означает, что генератор вырабатывает ток, который поступает в аккумуляторную батарею. Стрелка прибора показывает силу тока, которая изменяется в соответствии с частотой вращения якоря генератора.
Силу зарядного тока в амперах точно определить нельзя, она зависит от трех факторов: частоты вращения якоря генератора и тем самым от его мощности, нагрузки электрической системы и величины заряда аккумуляторной батареи. Все эти условия могут меняться, поэтому рассмотрим случай, когда прибор при повышенной частоте вращения вала генератора показывает зарядный ток. Укажем средние значения: при высокой частоте вращения якоря без нагрузки электрической системы минимальная сила тока должна быть 2-3 А, при включенном дальнем свете фар- 1-2 А.
Если нет амперметра с нулем посередине шкалы, то можно использовать обычный амперметр с нулем в начале шкалы. Тогда его следует подсоединить последовательно согласно схеме (рис. 198). Таким амперметром можно проверить, однако, только заряд, т.е. ток в аккумуляторной батарее, поскольку при импульсе обратного тока (прежде чем успеют разомкнуться контакты реле обратного тока) прибор может быть поврежден. Стрелка прибора не может отклониться от нуля в другую сторону, поэтому его подсоединяют только при высокой частоте вращения якоря генератора.
Ввиду изменения силы зарядного тока аккумуляторной батареи регулятор напряжения регулируют исключительно с помощью вольтметра (ампервольтметра) по частоте вращения якоря генератора и напряжению, которое создает генератор, а регулятор напряжения поддерживает.
 е) Измерение мощности генератора проводят обычно в конце работ по проверке и регулировке генератора и реле-регулятора. Поскольку полная мощность равна произведению силы тока в амперах на напряжение в вольтах, следует измерить в данном случае обе эти величины. Лучше всего, если для этого используют два прибора: амперметр со шкалой плюс- минус и с нулем посередине и вольтметр или ампервольтметр, настроенный на измерение напряжения. Амперметр включают в цепь вместо вынутого предохранителя, а вольтметр-так же, как при проверке реле-регулятора, т.е. положительным выводом на массу генератора, а вторым выводом на клемму 5^ главной панели.
Сначала измеряют мощность при отсутствии нагрузки в электрической системе. Ток, вырабатываемый генератором, потребляется только системой зажигания двигателя. При скорости движения 35 км/ч приборы должны показывать примерно следующие значения: 1-2 А и 6,8-7,2 В.
Если скорость движения увеличится до 90 км/ч, то приборы должны показывать 2-3 А и 7,0-7,6 В. Если в электрической системе включают нагрузку — лампу фары (6 В; 25/25 Вт) и лампу заднего фонаря (6 В; 5 Вт), то при скорости движения 35 км/ч показания амперметра должны бы быть около нуля при напряжении 6,2-6,8 В. При увеличении скорости движения до 90 км/ч амперметр должен показывать зарядный ток силой 1-2 А при напряжении 6,6-7,2 В. При этом измерении не следует всегда, конечно, вынимать предохранитель и подсоединять вместо него амперметр. Измерение можно выполнять прямо у генератора. Отсоединяют клемму 51 на главной панели и амперметр подсоединяют одним выводом к этой клемме, а вторым-к проводу, отсоединенному от клеммы 51. Вольтметр подсоединяют, как в первом случае. Значения силы тока и напряжения при отсутствии нагрузки в электрической системе остаются такими же, как в предыдущем случае. Однако при включении фары и заднего фонаря и при скорости движения 35 км/ч сила тока составляет 4-4,5 А при напряжении 6,2-6,8 В, а при скорости движения 90 км/ч-4,5- 5 А при напряжении 6,6-7,2 В.
Степень зарядки аккумуляторной батареи оказывает значительное влияние на мощность генератора, поэтому предполагаем, что батарея имеет среднюю степень зарядки. Это означает, что ее напряжение без нагрузки равно 6,3 В. Если батарея заряжена меньше, то сила тока может увеличиться на 2-4 А. Если она заряжена больше, то сила тока может снизиться на 1-2 А. Поэтому измерение мощности генератора в смонтированном состоянии, на мотоцикле, совершенно неточно и считается ориентировочным.
В связи с регулировкой реле-регулятора нельзя забывать выполнить одну принципиально важную операцию: после регулировки следует все винты и гайки, с помощью которых регулировали механические и электрические параметры реле-регулятора, опять зафиксировать с помощью краски. Для этого используют быстросохнущие, например ацетоновые, краски. Винты и гайки фиксируют тем самым от отвертывания. Следует помнить, что при любых работах с реле-регулятором нарушается краска, которой зафиксирована регулировка заводом-изготовителем. В заводской гарантии, разумеется, оговаривается, что при нарушении фиксирующей краски право на гарантийный ремонт утрачивается, а поэтому следует подумать, даст ли регулировка реле- регулятора собственными силами ожидаемый результат.
И еще одно замечание: напряжение на неподвижном контакте XI реле и на клемме 51, с ним связанной, составляет 6 В, как и на аккумуляторной батарее. После замыкания контактов реле обратного тока с генератора поступает ток такого же напряжения или даже выше. На ярме реле-регулятора, держателе контактов и на якоре тоже имеется определенное напряжение, так что при неосторожном соприкосновении этих деталей друг с другом или при соединении их с массой может произойти короткое замыкание, в результате которого реле-регулятор может быть серьезно поврежден. Поэтому необходимо внимательно следить за тем, чтобы не прозошло случайного короткого замыкания ключом или отверткой, которые используют для регулировки реле- регулятора, и не вывести при этом его из строя. Так как при работе двигателя на холостом ходу и при высокой частоте вращения коленчатого вала мотоцикл сильно вибрирует, следует соблюдать большую осторожность.

Комментарии закрыты.