Скоростной путь

Осенью 1922 года в австралийском городе ВестМайтланде
близ Сиднея на территории местного ипподрома проходила сельскохозяйственнаявыставка. Посетителей было мало. Выставка оказалась убыточной. И тогда один из организаторовее предложил устроить на дорожке стадиона гонки мотоциклов.
Успех превзошел все ожидания. Горожане толпами шли на стадион. Интерес к гонкам вызывался тем, что все происходило на глазах зрителей, как во время футбольного матча. Так родился еще один вид мотоспорта под названием спидвей, что в переводе с английского означает «скоростной путь».

skorostnoy_put
Сначала гонки по гаревой дорожке проводились на обычных мотоциклах, может быть, лишь немного измененных. Но вскоре стало ясно, что для спидвея необходимы специальные машины -мощные, но легкие и маневренные.
Первыми особый, спидвеевский, мотоцикл создали англичане. Конструкция его была упрощена и облегчена до предела, даже тормоз снят. Позже подобные мотоциклы появились и в других странах. Особенно громкой славой пользовались чехословацкие «Явы». На этих машинах гонщики одерживали победу за победой.
Заезд в спидвее -это четыре круга по 370 метров, восемь виражей, поворотов и столько же прямых участков дорожки. Мотоциклу приходится туго, особенно его заднему колесу. При прохождении поворотов оно постоянно пробуксовывает,трется о дорожку. Поэтому жизнь его шины очень короткая. Ее хватает всего на пару заездов.
На левый ботинок гонщик надевает специальный металлический башмак. Без него никак нельзя, поскольку приходитсяпостоянно опираться на дорожку, как говорят гонщики, «шлифовать» трек левой ногой. Средняя скорость в спидвее не очень велика, около 70 километров в час. Однако на прямых мотоцикл разгоняется до 100 километров в час и выше.
Очень важно первым рвануться со старта. Тогда шанс выиграть гонку значительно повышается. Трек тесный. Моторы ревут. Прямой участок, поворот, снова -прямая и опять вираж. На виражах -наиболее трудно. Здесь гонщику требуется уменье балансировать своим корпусом, обладать хладнокровием и уверенностью в себе.
Удивительная разновидность спидвея -гонки по ледяной дорожке, зимний спидвей. В нашей стране он особенно развит.
Мотоциклы для гонок по льду заметно отличаются от машин летнего спидвея. Они -длиннее и прочнее. Но самое главное состоит в ТОМ, что шины их колес усеяны множеством острых металлических шипов. Во время движения они вонзаются в лед, и колеса мотоцикла надежно сцепляются с ледяной дорожкой. Это гонки отчаянно-смелых людей. Мотоциклы летят с такой бешеной скоростью, что на поворотах, наклоняясь, почти ложатся боком на лед.
Гонки по ледяной дорожке опасны. Куски льда вырываются из-под колес и летят, словно камни. Падения мотоциклов нередки, и, несмотря на то что колеса с их острыми шипами закрыты специальными крыльями, серьезные ранения возможны. Вот почему гонщики-ледовики под кожаный комбинезон надевают металлическую кольчугу вроде той, какую носили в старину русские воины.